© 2002-2017 Кафедра маркетингу та УІД. Факультет економіки та менеджменту.
Інноваційний менеджмент

im_rusЖелтенков А.В., Ильяшенко С.Н., Масленникова Н.П., Рябиченко С.А., Ильяшенко Н.С.
Инновационный менеджмент: Учебное пособие - М.: Издательство МГОУ, 2010. – 446 с.

У навчальному посібнику розглянуті ключові концепції інноваційного менеджменту, що дають повне уявлення про області застосування інноваційного менеджменту. Принциповим моментом є розширене бачення інноваційних процесів, що охоплюють всі сфери управління організацією. Особливу увагу приділено таким проблемним аспектам інноваційного менеджменту, як інтелектуальний капітал, інтелектуальний продукт і інтелектуальна власність.

Мова оригіналу: Російська

Содержание

Введение

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Предмет и методы изучения менеджмента в инновационной сфере. Общее понятие о менеджменте. Задачи изучения менеджмента
1.2. Сущность менеджмента в инновационной сфере
1.3. Исследование понятийного аппарата инновационного менеджмента
1.3.1. Сущность термина «инновации»
1.3.2. Инновационный процесс
1.3.3. Национальная инновационная система
1.3.4. Понятийный аппарат статистики инновационной деятельности
Контрольные вопросы

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕНЕДЖМЕНТ. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Концепция инновационного менеджмента
2.1.1. Содержание рационалистической концепции менеджмента
2.2. Внешние факторы инновационной сферы, влияющие на эффективность инновационного менеджмента
2.3. Сущность концепции менеджмента в инновационной сфере
2.4. Факторы развития и формирования инновационной восприимчивости организаций
2.5. Наличие инновационной политики. Инициирование инноваций
2.6. Структура управления инновационной организацией
2.7. Проектирование структуры управления в инновационной сфере
Контрольные вопросы

3. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Императивы управления инновационной организацией
3.1.1. Императивы управления через призму популяционно- экологической теории
3.1.2. Императивы управления через призму теории операционных издержек
3.1.3. Организационные императивы через призму марксистской теории
3.1.4. Организационные императивы через'призму теории рациональной случайности 
3.1.5. Организационные императивы через призму институциональной теории
3.1.6. Организационные императивы через призму теории зависимости от ресурсов
3.2. Функции инновационного менеджмента в результате исследования моделей инновационного процесса
3.2.1. Модель технологического толчка. Первое поколение: 1955 — середина 60-х гг.
3.2.2. Модель «вытягивания рынком». II поколение:конец 60-х- начало 70-х гг.
3.2.3. Интерактивная, рекрусивная, сопряженная (совмещенная модель). 70-е - середина 80-х гг.
3.2.4. Цепная модель (chain-link model) Клайна-Розенберга (S.J. Kline, N. Rosenberg)
3.2.5. Интегрированная модель (японская модель передового опыта). IV поколение: середина 80-х гг. - настоящее время
3.2.6. V поколение: Модель стратегических сетей. Настоящее время - будущее
Контрольные вопросы

4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
4.1. Общие законы и закономерности организации
4.2. Систематизация принципов управления, формирующих инновационную восприимчивость организаций
4.2.1. Анализ принципов управления инновационных организаций мира
4.2.2. Анализ принципов управления по организационному императиву управления «Снижение операционных (транзакционных) издержек»
4.2.3. Анализ принципов управления по организационному императиву «Развитие внешних хозяйственных связей»
4.2.4. Анализ принципов управления по организационному императиву «Развитие организационных характеристик»
4.2.5. Анализ принципов управления по организационному императиву «сближение коалиционных целей»
4.2.6. Анализ принципов управления по организационному императиву «Устранение антагонистических противоречий»
4.2.7. Анализ принципов управления по императиву «Развитие социального партнерства»
4.3. Механизм использования законов, закономерностей и принципов управления в практике управления организацией в инновационной сфере
Контрольные вопросы

5. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
5.1. Инновационный процесс и его разновидности
5.2. Инновационный цикл. Разновидности и основные этапы инновационного цикла
5.3. Методические основы оценки рыночной адекватности инноваций
5.4. Стратегическое управление инновационной деятельностью на предприятии
5.5. Выбор стратегических направлений инновационного развития
5.6. Оптимизация портфеля бизнес-проектов предприятия-инноватора
5.7. Проектное управление инновациями на предприятии
Контрольные вопросы

6. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
6.1. Формирование команды
6.2. Лидерство при реализации инновационных проектов и программ
6.3. Инновационная культура и ее роль в формировании инновационно- благоприятной среды на предприятии
6.4. Конфликты и методы их решения в ходе реализации инновационных проектов
Контрольные вопросы

7. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
7.1. Понятие интеллектуального капитала и интеллектуальной собственности предприятия. Объекты интеллектуальной собственности
7.2. Структура интеллектуального капитала
7.3. Методы оценивания интеллектуального капитала
7.4. Управление интеллектуальным капиталом предприятия
Контрольные вопросы

8. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.1. Типы организационных структур управления инновационным процессом
8.2. Типы предприятий инновационного бизнеса
8.3. Новые организационные структуры инновационного бизнеса
Контрольные вопросы

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПРАКТИКУМ 1 (на примере сквозной деловой игры)

1. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И ЕГО ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

3. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА И ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

4. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ДЕЛОВОЙ ИГРЫ)

5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
5.1. Занятие 1
5.2. Занятие 2
5.2.1. Тест 1. Ваша продукция или услуги: сильные и слабые стороны
5.2.2. Тест 2. Люди: их сильные и слабые стороны
5.2.3. Тест 3. Производственные фонды: сильные и слабые стороны
5.2.4. Тест 4. Покупатели: возможности и проблемы 
5.2.5. Тест 5. Конкуренты: возможности и проблемы
5.2.6. Тест 6. Технология и экономические возможности и проблемы
5.3. Занятие 3
5.3.1. Тест 7. Стиль руководства в условиях нововведений

6. СИТУАЦИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НОВОВВЕДЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
6.1. Занятие 4
6.2. Занятие 5
6.3. Занятие 6
6.4. Занятие 7
6.5. Занятие 8

7. СИТУАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
7.1. Занятие 9

8. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

9. ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО ОТДЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ

10. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРОВ/УСЛУГ

11. РЫНКИ СБЫТА ТОВАРОВ/УСЛУГ

12. КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКАХ СБЫТА

13. ПЛАН МАРКЕТИНГА

14. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

15. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

16. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

17. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ. СТРАХОВАНИЕ

18. СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

19. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

ПРАКТИКУМ 2
1. ТЕМЫ СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1.1. Темы семинаров для обсуждения теоретических аспектов инновационного менеджмента
1.1.1. Сущность инноваций и инновационной деятельности
1.1.2. Сущность, содержание, эволюция инновационного менеджмента как одного из направлений стратегического менеджмента
1.1.3. Концептуальные основы, современные теории и тенденции инновационного развития
1.1.4. Цикличность процессов инновационного развития и роль инноваций в них
1.1.5. Государственное регулирование инновационной деятельности в Украине и мире
1.1.6. Инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности
1.1.7. Интеллектуальный капитал предприятия

1.2. Темы практических занятий
1.2.1. Разработка схемы инновационного и жизненного цикла конкретной инновации (с определением этапов, их продолжительности, работ, которые на них выполняются)
1.2.2. Обоснование проектов инновационного развития рыночных возможностей предприятия
1.2.3. Разработка основ инновационной стратегии предприятия
1.2.4. Обоснование выбора организационной формы инновационного предприятия и определение его функций
1.2.5. Определение возможности конфликта в инновационной организации (подразделении) и разработка мероприятий по его разрешению
1.2.6. Выбор метода и оценка интеллектуального капитала предприятия (объекта интеллектуальной собственности)
1.2.7. Определение и оценка эффектов инновационного проекта

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ